Неточные совпадения
Это вглядыванье, вдумыванье в чужую жизнь, в жизнь ли
целого народа или одного человека, отдельно, дает наблюдателю такой общечеловеческий и частный
урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь.
Это, батенька,
целая школа: один такой
урок на
целую жизнь хватит…
— Безостановочно продолжает муж после вопроса «слушаешь ли», — да, очень приятные для меня перемены, — и он довольно подробно рассказывает; да ведь она три четверти этого знает, нет, и все знает, но все равно: пусть он рассказывает, какой он добрый! и он все рассказывает: что
уроки ему давно надоели, и почему в каком семействе или с какими учениками надоели, и как занятие в заводской конторе ему не надоело, потому что оно важно, дает влияние на народ
целого завода, и как он кое-что успевает там делать: развел охотников учить грамоте, выучил их, как учить грамоте, вытянул из фирмы плату этим учителям, доказавши, что работники от этого будут меньше портить машины и работу, потому что от этого пойдет уменьшение прогулов и пьяных глаз, плату самую пустую, конечно, и как он оттягивает рабочих от пьянства, и для этого часто бывает в их харчевнях, — и мало ли что такое.
— Дмитрий, ты стал плохим товарищем мне в работе. Пропадаешь каждый день на
целое утро, и на половину дней пропадаешь по вечерам. Нахватался
уроков, что ли? Так время ли теперь набирать их? Я хочу бросить и те, которые у меня есть. У меня есть рублей 40 — достанет на три месяца до окончания курса. А у тебя было больше денег в запасе, кажется, рублей до сотни?
— То-то, батюшка, я уж и сначала догадывалась, что вы что-нибудь неспросту приехали, что уроки-то
уроками, а
цель у вас другая, да я не то полагала; я думала, у вас ему другая невеста приготовлена, вы его у нас отбить хотите, — погрешила на вас, окаянная, простите великодушно.
— Чего любопытно! — сказал Троекуров, — она знакома с ним: он
целые три недели учил ее музыке, да слава богу не взял ничего за
уроки.
Правда, он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать и не строго взыскивал за
уроки, задаваемые только для формы, зато с большим прилежанием следовал за музыкальными успехами своей ученицы и часто по
целым часам сиживал с нею за фортепьяно.
К концу года Пачковский бросил гимназию и поступил в телеграф. Брат продолжал одиноко взбираться на Парнас, без руководителя, темными и запутанными тропами:
целые часы он барабанил пальцами стопы, переводил, сочинял, подыскивал рифмы, затеял даже словарь рифм… Классные занятия шли все хуже и хуже.
Уроки, к огорчению матери, он пропускал постоянно.
Особенно он увлекался чтением. Часто его можно было видеть где-нибудь на диване или на кровати в самой неизящной позе: на четвереньках, упершись на локтях, с глазами, устремленными в книгу. Рядом на стуле стоял стакан воды и кусок хлеба, густо посыпанный солью. Так он проводил
целые дни, забывая об обеде и чае, а о гимназических
уроках и подавно.
Между тем его сын, родившийся уже в законном браке, но возросший под другою фамилией и совершенно усыновленный благородным характером мужа его матери, тем не менее в свое время умершим, остался совершенно при одних своих средствах и с болезненною, страдающею, без ног, матерью в одной из отдаленных губерний; сам же в столице добывал деньги ежедневным благородным трудом от купеческих
уроков и тем содержал себя сначала в гимназии, а потом слушателем полезных ему лекций, имея в виду дальнейшую
цель.
В одну из тех минут, когда, с
уроком в руке, занимаешься прогулкой по комнате, стараясь ступать только по одним щелям половиц, или пением какого-нибудь несообразного мотива, или размазыванием чернил по краю стола, или повторением без всякой мысли какого-нибудь изречения — одним словом, в одну из тех минут, когда ум отказывается от работы и воображение, взяв верх, ищет впечатлений, я вышел из классной и без всякой
цели спустился к площадке.
Но здесь же Сахаров и получил первый жестокий
урок за свое излишнее усердие: чтобы выслужиться, он принялся нажимать на рабочих и довел их до того, что в одну темную осеннюю ночь его так поучили, что он пролежал в больнице
целый месяц.
В один из самых тяжелых моментов своего мудреного существования, когда Прозоров
целых полгода оставался без всяких средств и чуть не сморил семьи голодом, ему предложили
урок в очень фешенебельном аристократическом семействе, — именно: предложили преподавать русскую словесность скучавшей малокровной барышне, типичной представительнице вырождавшейся аристократической семьи.
Без думы, не умея различить добра от зла, не понимая
уроков прошлого и не имея
цели в будущем, он жил со дня на день, веселый, праздный и счастливый своею невежественностью.
Муж ее неутомимо трудился и все еще трудится. Но что было главною
целью его трудов? Трудился ли он для общей человеческой
цели, исполняя заданный ему судьбою
урок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть между людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких
целях он разговаривать не любил, называя это бредом, а говорил сухо и просто, что надо дело делать.
С этою
целью ему купили в Апраксиной хорошую фрачную пару и несколько пар белых нитяных перчаток и наняли от Бореля татарина, который в несколько
уроков выучил его, как держать в руках поднос.
Урок же задавался на весь день, и такой, что разве в
целый рабочий день арестант мог с ним справиться.
В этой, какой-то полусознательной переборке всех своих знакомых Елена провела почти всю ночь, и на другой день поутру она отправилась в пансион на
урок; там ей пришлось учить в довольно холодной зале испитых, мозглявых и страшно, должно быть, бестолковых девочек, которые в продолжение
целого часа хлопали при ней своими костлявыми ручонками по расстроенным фортепьянам.
Чем Мортимер был для первого класса, тем Гульч был для нашего второго, с тою разницей, что он, кроме главных
уроков,
целый день проводил в нашей первой палате в качестве надзирателя, меняясь через день с французом Симоном.
Так промучился я с фортепьянами
целый год у начального учителя; но ввиду безуспешности моих
уроков, меня передали главному и более строгому учителю музыки.
В течение десяти минут «переменки», полагавшейся между двумя
уроками, надо было успеть и напиться, и покурить, и сыграть
целую партию в пуговки, и подзубрить
урок.
Домине Галушкииский
целый день не обратил ни малейшего внимания, твержу ли я свой
урок и чем занимаюсь. А в силу того, я в книгу и не заглядывал, а
целый день проиграл с соседними ребятишками в бабки, свайку и мяч.
Из гимназии Никитин шел на частные
уроки, и когда наконец в шестом часу возвращался домой, то чувствовал и радость и тревогу, как будто не был дома
целый год. Он вбегал по лестнице, запыхавшись, находил Маню, обнимал ее,
целовал и клялся, что любит ее, жить без нее не может, уверял, что страшно соскучился, и со страхом спрашивал ее, здорова ли она и отчего у нее такое невеселое лицо. Потом вдвоем обедали. После обеда он ложился в кабинете на диван и курил, а она садилась возле и рассказывала вполголоса.
Доносились ли в вечерней тишине в его кабинет голоса детей, приготовлявших
уроки, слышал ли он романс или орган в ресторане или завывала в камине метель, как вдруг воскресало в памяти все: и то, что было на молу, и раннее утро с туманом на горах, и пароход из Феодосии, и
поцелуи.
Алеша готов был просидеть перед печью
целый час, но отец звал его пить чай, после которого начинался
урок.
Сам он обыкновенно бегал
целый день по
урокам, а я то навещал гражданскую палату, то бродил без
цели около Тускари или Сейма.
После обеда обыкновенно он наряжался; бледный, с порезанным от бритья подбородком, вытягивая тощую шею, он
целых полчаса стоял перед зеркалом и прихорашивался, то причесываясь, то закручивая свои черные усы, прыскался духами, завязывал бантом галстук, потом надевал перчатки, цилиндр и уходил на частные
уроки.
— Вот видишь: за три-то тысячи таскаться всю жизнь по
урокам! А я сижу себе да посматриваю: хочу — делаю, хочу — нет; если бы фантазия пришла хоть
целый день в потолок плевать, и то можно. А денег… денег столько, что они — «вещь для нас пустая».
Для этой именно
цели он набрал столько работы и копил деньги, а по вечерам, возвратившись с
уроков, занимался немецким языком.
Учителю становится нестерпимо жутко. С замиранием сердца поглядывает он на часы и видит, что до конца
урока остается еще час с четвертью —
целая вечность!
— Не стоит, мой ангел, ей-Богу, не стоит! — промолвил он с равнодушной гримасой; — ведь уж коли всю жизнь не брал пистолета в руки, так с одного
урока все равно не научишься. Да и притом же… мне так сдается… что в человека
целить совсем не то, что в мишень, хоть бы этот человек был даже и Феликс Подвиляньский, а все-таки…
— Я мою его кисти, палитры и тряпки, я пачкаю свои платья о его картины, я хожу на
уроки, чтобы прокормить его, я шью для него костюмы, я выношу запах конопляного масла, стою по
целым дням на натуре, всё делаю, но…голой? голой? — не могу!!!
— Например? — переспросил инженер; он подумал, улыбнулся и сказал: — Например, взять хоть такой случай. Вернее, это не случай, а
целый роман с завязкой и развязкой. Прекраснейший
урок! Ах, какой
урок!
В десять часов нас повели в церковь — слушать часы и обедню.
Уроков не полагалось
целую неделю, но никому и в голову не приходило шалить или дурачиться — все мы были проникнуты сознанием совершающегося в нас таинства. После завтрака Леночка Корсак пришла к нам с тяжелой книгой Ветхого и Нового завета и читала нам до самого обеда. Обед наш состоял в этот день из жидких щей со снетками, рыбьих котлет с грибным соусом и оладий с патокой. За обедом сидели мы необычайно тихо, говорили вполголоса.
Целые дни, теперь свободные от
уроков, мы проводили с книгами и программами в саду, сидя в самых укромных уголках его, или лихорадочно быстро шагали по аллеям, твердя в то же время историю многострадального Иова или какой-нибудь канон празднику.
Нина сказала правду, что второе полугодие пронесется быстро, как сон… Недели незаметно мелькали одна за другою… В институтском воздухе, кроме запаха подсолнечного масла и сушеных грибов, прибавилось еще еле уловимое дуновение начала весны. Форточки в дортуарах держались дольше открытыми, а во время
уроков чаще и чаще спускались шторы в защиту от посещения солнышка. Снег таял и принимал серо-желтый цвет. Мы
целые дни проводили у окон, еще наглухо закрытых двойными рамами.
— Где шли, где на товарном поезде ехали… Очень было весело. Здесь раздобыли работы, — кто по статистике, кто
уроков. Живем все вместе, —
целый, брат, дом нанимаем. За три рубля в месяц. Вот увидишь, славные подобрались ребята.
— Скучновата она, верно, — согласилась Варвара Васильевна. — Да и навязчива немножко. А все-таки она очень хороший человек… и несчастный. С утра до ночи бегает по
урокам, на ее руках больной отец и
целая куча сестренок; из-за этого не пошла на курсы…
Следующий класс был батюшки. Уже в начале
урока по партам путешествовала записочка с вопросом; как назвать ворону? Внизу уже стояла
целая шеренга имен вроде: Душки, Cadeau, Orpheline, Смолянки и Amie, когда, осененная внезапной мыслью, я подмахнула под выше написанными именами «Крошка» и, торжествуя, перебросила записку Краснушке.
И все это шло как-то само собой в доме, где я рос один, без особенного вмешательства родных и даже гувернеров. Факт тот, что если физическая сторона организма мало развивалась — но далеко не у всех моих товарищей, то голова работала. В сущности,
целый день она была в работе. До двух с половиной часов — гимназия, потом частные учителя, потом готовиться к завтрашнему дню, а вечером — чтение, рисование или музыка, кроме послеобеденных
уроков.
Раз перед началом последнего
урока я с одушевлением рассказывал своим соседям по парте про Святослава, князя Липецкого («Исторические повести» Чистякова, — чудесная книга!). Я из этих повестей мог жарить наизусть
целые страницы.
— Эту, брат, песню я от тебя слыхал не раз и меня ты ею не удивишь, что ты там ни говори, я сердечно рад, видя тебя хотя по-прежнему с шалою, но все же
целой головой. Быть может, я продолжаю еще твердо надеяться, что эта твоя контузия принесет тебе пользу, послужит
уроком и вернет тебя в твое нормальное состояние.
— Как же… через Лебедянцева. Особа достойнейшая. Вся семья ею держится… Мать почти слепая. Сестренка в гимназии, брат — студент. Вот она при вас почти
целый день, а успевает еще
урок дать и по ночам работает.